Словарь музыкальных терминов, терминов звукорежиссуры, звукозаписи и акустики | С
Online-студия создания и редакции музыки A.S.Workshop

С | Назад к оглавлению

__________________________

Саксгорны — семейство медных духовых музыкальных инструментов, сконструированных бельгийским мастером Саксом в середине XIX века. Используются в духовом оркестре.

Саксофон духовой музыкальный инструмент. Изобретен бельгийским мастером А. Саксом в середине XIX века. Используется преимущественно как эстрадный инструмент.

Самба народный бразильский танец, послуживший основой для создания парного бального танца свободной композиции, появившегося в Европе в середине 40-х годов XX века. Для самбы характерна частая смена положений в паре, подвижность бедер и общий экспрессивный характер исполнения. Музыкальный размер — 4/4, реже 2/4. Темп быстрый.

Саунд в джазе, роке и популярной музыке этим термином обозначается индивидуальное качество звучания отдельного инструмента или голоса, а также ансамбля или оркестра. Определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования, трактовкой тембров, а также студийной работой продюсера в процессе записи музыки. С данным термином сходны по смыслу понятия «звуковой идеал», «звуковой стиль».

Саунд-дизайн — см. Статью.

Саундтрек фонограмма, звуковая дорожка, как правило, к фильму, спектаклю или компьютерной игре.

Сведение — в узком смысле — процесс создания из отдельно записанных дорожек одной, то есть конечной записи. Сведение — это не только технический процесс соединения различных треков в единое целое, это также и творческий процесс, от которого зависят художественные особенности звучания фонограммы. См. также Статью.

Свирель 1. Общее название различных музыкальных инструментов типа одноствольных, двуствольных или многоствольных флейт. 2. Русский и белорусский музыкальный инструмент, парная продольная свистковая флейта.

Сейшн сбор музыкантов для совместной игры импровизаций и экспромтов.

Секвенсор устройство или программа, запоминающая последовательность введенных в нее звуков и позволяющая их воспроизведение и редактировать с возможными изменениями параметров воспроизведения.

Секвенция — повторение какого-либо мелодического или гармонического оборота от различных ступеней лада.

Секста — интервал, содержащий шесть ступеней. Секста называется большой, если она состоит из четырех с половиной и малой — если состоит из четырех тонов. Большая секста обозначается как «б.6», малая — «м. 6».

Секстаккорд — первое обращение трезвучия с терцовым тоном внизу. Обозначается цифрой «6».

Секстет — музыкальный ансамбль из шести исполнителей.

Секунда — интервал, содержащий две ступени. Секунда называется большой, если она состоит из одного тона и малой — если состоит из полутона. Большая секунда обозначается как «6. 2», малая — «м. 2».

Секундаккорд — третье обращение септаккорда с септимой внизу. Обозначается цифрой «2».

Септаккорд — аккорд, из четырех звуков, которые расположены или, могут быть расположены по терциям.

Септет — музыкальный ансамбль из семи исполнителей.

Септима — интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она состоит из пяти с половиной и малой, если состоит из пяти тонов. Большая септима обозначается как «б. 7», малая — «м. 7».

Сессионный музыкант — в общем смысле — музыкант, которого задействуют на время записи песни или альбома, а также для концертных выступлений и гастролей в основной состав. Как правило, сессионный музыкант официально не числится в основном составе группы, а играет временно. Сессионный музыкант — это высококлассный специалист, опытный мастер, в совершенстве владеющий своим инструментом. Обычно сессионные музыканты – универсальны относительно стиля исполнений. Многие сессионные музыканты способны играть одинаково хорошо в любых стилях. Особые, высококлассные сессионные музыканты обладают талантом исполнения в стиле различных музыкантов. Например, такой сессионный гитарист способен сыграть как в стиле Джорджа Бенсона или Джимми Хендрикса, так и в стиле, например Джо Сатриани или Ричи Блэкмора. Обычно к услугами сессионных музыкантов прибегают в следующих случаях: а) есть песня (аранжировка), но нет группы, чтобы ее записать; б) есть группа, но ее участники не имеют достаточного опыта, а желают получить в итоге профессиональный продукт; в) есть профессиональная группа, но хочется привнести в запись нечто новое. В таком случае это манера и характер нового музыканта, который придаст музыке новое звучание и привнесет в нее новые краски.

Симфония — оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырех). В основе развития симфонии лежат принципы сонатной формы.

Сингл — пластинка или компакт-диск, содержащие несколько песен из нового альбома. В последнее время появилось разграничение: мини-сингл — одна-две песни и макси-сингл — более трех. Сингл выпускается, как правило, за несколько месяцев до выхода самого альбома и включает наиболее интересные и перспективные в плане рекламы композиции.

Синий шум — шум, спектральная плотность которого увеличивается на 3 дБ с каждой последующей октавой.

Синкопа — перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.

Синтезатор клавишный электромузыкальный инструмент, в котором звук создается в результате генерации электромагнитных сигналов, их усиления и преобразования.

Скерцо — музыкальное произведение, чаще оживленного, шутливого характера. Может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого более крупного.

Скорость звука — скорость распространения звуковой волны в пространстве.

Скорость обмена число бит в секунду, проходящее по каналам передачи при обмене данными.

Скрипичный ключ — условный знак, который обозначает, что нота «соль» первой октавы находится на второй линии нотоносца.

Скрипка четырехструнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава, а также классического струнного квартета.

Скэт бестекстовая, слоговая манера пения, нередко связанная с имитацией звучания отдельных инструментов, инструментальных групп и даже больших оркестров.

Сложные размеры — размеры, образующиеся от слияния двух и более простых.

Слот разъем, расположенный на плате и служащий для подключения к ней дополнительных устройств.

Случайные знаки альтерации — знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой.

Слэп — техника игры главным образом на бас-гитаре, заключающаяся в ударе фалангой большого пальца по боле толстым струнам и чередование этих ударов с резкими подцепами более тонких струн указательным и средним пальцем. Струны при этом издают характерные резкие щелчки о металлические лады.

Смешанные размеры — размеры, которые образуются от слияния двух или нескольких неодинаковых простых размеров.

Смычок деревянная трость с натянутым пучком конского волоса. Служит для извлечения звука на струнных смычковых музыкальных инструментах.

Созвучие сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Построенное по определенному принципу созвучие из трех и более звуков называют аккордом.

Солист исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера.

Соло — исполнение произведения (или его части) одним певцом или музыкантом.

Сольфеджио — специальные занятия, способствующие развитию музыкального слуха и музыкальной памяти.

Сон громкость, ощущаемая типичным слушателем, при подаче чистого тона частотой 1 кГц, имеющего уровень звукового давления 40 дБ.

Соната — крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро.

Сонатина — небольшая и сравнительно нетрудная для исполнения соната.

Сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе именуемым экспозицией противопоставляются главная и побочная партии; во втором разделе, именуемом разработкой, эти темы развиваются; в третьем разделе, называемым репризой, повторяется экспозиция с тональными и, возможно, иными изменениями.

Сонатное аллегро — форма музыкального произведения, состоящая из трех основных разделов: 1) экспозиция, то есть изложение тематического материала; 2) разработка, в которой происходит дальнейшее развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза, то есть повторное изложение главных тем с некоторыми изменениями.

Соотношение сигнал/шум — отношение величины сигнала к величине шума, выраженное в децибелах, характеризующее меру выделения сигнала на фоне шума.

Сопрано — высокий женский голос.

Составные интервалы — интервалы шире октавы.

Спектр звука — совокупность звуковых гармонических колебании, из которых состоит сложный звук.

Спиккато — штрих, используемый при игре на струнных смычковых инструментах, при котором броском смычка на струну извлекается характерный короткий отрывистый звук.

Стаккато — штрих, предполагающий отрывистое исполнение звуков, отделяя один от другого паузами. Является одним из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато. В нотах обозначается словом staccato или точками над или под нотными головками.

Стереобаза расстояние между двумя мнимыми источниками звука в стереополе.

Стереовпечатление — ощущение пространственного распределения и разрешающей способности звучания.

Стоячие волны волны, которые возникают в результате интерференции между двумя волнами, движущимися в противоположных направлениях, с равными длиной, частотой и амплитудой.

Студийные мониторы — см. Статью.

Студия звукозаписи — специальное помещение, созданное для записи и обработки звука, также известное под названием звукозаписывающая студия, или аудиостудия.

Струна источник звука струнных музыкальных инструментов. Туго натянутая металлическая, жильная, шелковая или синтетическая нить, издающая при колебании или трении звук определенной частоты.

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (скрипка, виолончель, альт, контрабас), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано) и щипково-клавишные (клавесин).

Струнный оркестр оркестр, состоящий только из струнных смычковых инструментов.

Ступень — порядковое обозначение звуков лада. Отмечается римской цифрой.

Субдоминанта — четвертая ступень лада.

Субдоминантовое трезвучие — трезвучие, построенное на IV ступени лада.

Сурдина приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра.

Сустейн — продолжительность звучания ноты.

Сюита — многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, разнообразных по содержанию и построенных по принципу контраста.

________________________

<< Назад к оглавлению

 

Внимание!

Баннер ASW-3