С | Назад к оглавлению
__________________________
Саксгорны — семейство медных духовых музыкальных инструментов, сконструированных бельгийским мастером Саксом в середине XIX века. Используются в духовом оркестре.
Саксофон — духовой музыкальный инструмент. Изобретен бельгийским мастером А. Саксом в середине XIX века. Используется преимущественно как эстрадный инструмент.
Самба — народный бразильский танец, послуживший основой для создания парного бального танца свободной композиции, появившегося в Европе в середине 40-х годов XX века. Для самбы характерна частая смена положений в паре, подвижность бедер и общий экспрессивный характер исполнения. Музыкальный размер — 4/4, реже 2/4. Темп быстрый.
Саунд — в джазе, роке и популярной музыке этим термином обозначается индивидуальное качество звучания отдельного инструмента или голоса, а также ансамбля или оркестра. Определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования, трактовкой тембров, а также студийной работой продюсера в процессе записи музыки. С данным термином сходны по смыслу понятия «звуковой идеал», «звуковой стиль».
Саунд-дизайн — см. Статью.
Саундтрек — фонограмма, звуковая дорожка, как правило, к фильму, спектаклю или компьютерной игре.
Сведение — в узком смысле — процесс создания из отдельно записанных дорожек одной, то есть конечной записи. Сведение — это не только технический процесс соединения различных треков в единое целое, это также и творческий процесс, от которого зависят художественные особенности звучания фонограммы. См. также Статью.
Свирель — 1. Общее название различных музыкальных инструментов типа одноствольных, двуствольных или многоствольных флейт. 2. Русский и белорусский музыкальный инструмент, парная продольная свистковая флейта.
Сейшн — сбор музыкантов для совместной игры импровизаций и экспромтов.
Секвенсор — устройство или программа, запоминающая последовательность введенных в нее звуков и позволяющая их воспроизведение и редактировать с возможными изменениями параметров воспроизведения.
Секвенция — повторение какого-либо мелодического или гармонического оборота от различных ступеней лада.
Секста — интервал, содержащий шесть ступеней. Секста называется большой, если она состоит из четырех с половиной и малой — если состоит из четырех тонов. Большая секста обозначается как «б.6», малая — «м. 6».
Секстаккорд — первое обращение трезвучия с терцовым тоном внизу. Обозначается цифрой «6».
Секстет — музыкальный ансамбль из шести исполнителей.
Секунда — интервал, содержащий две ступени. Секунда называется большой, если она состоит из одного тона и малой — если состоит из полутона. Большая секунда обозначается как «6. 2», малая — «м. 2».
Секундаккорд — третье обращение септаккорда с септимой внизу. Обозначается цифрой «2».
Септаккорд — аккорд, из четырех звуков, которые расположены или, могут быть расположены по терциям.
Септет — музыкальный ансамбль из семи исполнителей.
Септима — интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она состоит из пяти с половиной и малой, если состоит из пяти тонов. Большая септима обозначается как «б. 7», малая — «м. 7».
Сессионный музыкант — в общем смысле — музыкант, которого задействуют на время записи песни или альбома, а также для концертных выступлений и гастролей в основной состав. Как правило, сессионный музыкант официально не числится в основном составе группы, а играет временно. Сессионный музыкант — это высококлассный специалист, опытный мастер, в совершенстве владеющий своим инструментом. Обычно сессионные музыканты – универсальны относительно стиля исполнений. Многие сессионные музыканты способны играть одинаково хорошо в любых стилях. Особые, высококлассные сессионные музыканты обладают талантом исполнения в стиле различных музыкантов. Например, такой сессионный гитарист способен сыграть как в стиле Джорджа Бенсона или Джимми Хендрикса, так и в стиле, например Джо Сатриани или Ричи Блэкмора. Обычно к услугами сессионных музыкантов прибегают в следующих случаях: а) есть песня (аранжировка), но нет группы, чтобы ее записать; б) есть группа, но ее участники не имеют достаточного опыта, а желают получить в итоге профессиональный продукт; в) есть профессиональная группа, но хочется привнести в запись нечто новое. В таком случае это манера и характер нового музыканта, который придаст музыке новое звучание и привнесет в нее новые краски.
Симфония — оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырех). В основе развития симфонии лежат принципы сонатной формы.
Сингл — пластинка или компакт-диск, содержащие несколько песен из нового альбома. В последнее время появилось разграничение: мини-сингл — одна-две песни и макси-сингл — более трех. Сингл выпускается, как правило, за несколько месяцев до выхода самого альбома и включает наиболее интересные и перспективные в плане рекламы композиции.
Синий шум — шум, спектральная плотность которого увеличивается на 3 дБ с каждой последующей октавой.
Синкопа — перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.
Синтезатор — клавишный электромузыкальный инструмент, в котором звук создается в результате генерации электромагнитных сигналов, их усиления и преобразования.
Скерцо — музыкальное произведение, чаще оживленного, шутливого характера. Может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого более крупного.
Скорость звука — скорость распространения звуковой волны в пространстве.
Скорость обмена — число бит в секунду, проходящее по каналам передачи при обмене данными.
Скрипичный ключ — условный знак, который обозначает, что нота «соль» первой октавы находится на второй линии нотоносца.
Скрипка — четырехструнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава, а также классического струнного квартета.
Скэт — бестекстовая, слоговая манера пения, нередко связанная с имитацией звучания отдельных инструментов, инструментальных групп и даже больших оркестров.
Сложные размеры — размеры, образующиеся от слияния двух и более простых.
Слот — разъем, расположенный на плате и служащий для подключения к ней дополнительных устройств.
Случайные знаки альтерации — знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой.
Слэп — техника игры главным образом на бас-гитаре, заключающаяся в ударе фалангой большого пальца по боле толстым струнам и чередование этих ударов с резкими подцепами более тонких струн указательным и средним пальцем. Струны при этом издают характерные резкие щелчки о металлические лады.
Смешанные размеры — размеры, которые образуются от слияния двух или нескольких неодинаковых простых размеров.
Смычок — деревянная трость с натянутым пучком конского волоса. Служит для извлечения звука на струнных смычковых музыкальных инструментах.
Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Построенное по определенному принципу созвучие из трех и более звуков называют аккордом.
Солист — исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера.
Соло — исполнение произведения (или его части) одним певцом или музыкантом.
Сольфеджио — специальные занятия, способствующие развитию музыкального слуха и музыкальной памяти.
Сон — громкость, ощущаемая типичным слушателем, при подаче чистого тона частотой 1 кГц, имеющего уровень звукового давления 40 дБ.
Соната — крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро.
Сонатина — небольшая и сравнительно нетрудная для исполнения соната.
Сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе именуемым экспозицией противопоставляются главная и побочная партии; во втором разделе, именуемом разработкой, эти темы развиваются; в третьем разделе, называемым репризой, повторяется экспозиция с тональными и, возможно, иными изменениями.
Сонатное аллегро — форма музыкального произведения, состоящая из трех основных разделов: 1) экспозиция, то есть изложение тематического материала; 2) разработка, в которой происходит дальнейшее развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза, то есть повторное изложение главных тем с некоторыми изменениями.
Соотношение сигнал/шум — отношение величины сигнала к величине шума, выраженное в децибелах, характеризующее меру выделения сигнала на фоне шума.
Сопрано — высокий женский голос.
Составные интервалы — интервалы шире октавы.
Спектр звука — совокупность звуковых гармонических колебании, из которых состоит сложный звук.
Спиккато — штрих, используемый при игре на струнных смычковых инструментах, при котором броском смычка на струну извлекается характерный короткий отрывистый звук.
Стаккато — штрих, предполагающий отрывистое исполнение звуков, отделяя один от другого паузами. Является одним из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато. В нотах обозначается словом staccato или точками над или под нотными головками.
Стереобаза — расстояние между двумя мнимыми источниками звука в стереополе.
Стереовпечатление — ощущение пространственного распределения и разрешающей способности звучания.
Стоячие волны — волны, которые возникают в результате интерференции между двумя волнами, движущимися в противоположных направлениях, с равными длиной, частотой и амплитудой.
Студийные мониторы — см. Статью.
Студия звукозаписи — специальное помещение, созданное для записи и обработки звука, также известное под названием звукозаписывающая студия, или аудиостудия.
Струна — источник звука струнных музыкальных инструментов. Туго натянутая металлическая, жильная, шелковая или синтетическая нить, издающая при колебании или трении звук определенной частоты.
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны) — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (скрипка, виолончель, альт, контрабас), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано) и щипково-клавишные (клавесин).
Струнный оркестр — оркестр, состоящий только из струнных смычковых инструментов.
Ступень — порядковое обозначение звуков лада. Отмечается римской цифрой.
Субдоминанта — четвертая ступень лада.
Субдоминантовое трезвучие — трезвучие, построенное на IV ступени лада.
Сурдина — приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра.
Сустейн — продолжительность звучания ноты.
Сюита — многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, разнообразных по содержанию и построенных по принципу контраста.
________________________
<< Назад к оглавлению
|