Сведение – это процесс, в результате которого набор звуковых дорожек превращается в законченное и цельное музыкальное произведение.
С теоретической стороны сведение кажется довольно простым: настраиваем регуляторы до тех пор, пока не добьемся нужного звучания. На самом же деле в сведении нет ничего случайного – этот сложный процесс требует опыта и знаний.
Если попытаться хоть как-то структурировать процесс сведения, то можно выделить 11 основных этапов, которые нужно пройти в деле создания микса. Выделение этих этапов довольно условно, так как они могут пересекаться и меняться местами, но общие принципы остаются актуальными.
1.Первый этап включает в себя размещение дорожек в логическом порядке, что существенно экономит время и делает сам процесс сведения более удобным.
2. На втором этапе происходит удаление щелчков, шумов и помех на тех дорожках, где это необходимо и осуществимо.
3. Третий этап состоит из оптимизации всех источников звука.
4. На четвертом этапе настраивается общий примерный баланс громкостей. Проверяется звучание инструментов в моно-режиме: таким образом, упрощается поиск частотных конфликтов между инструментами и появляется гарантия того, что в стерео-режиме звучание будет еще более сбалансированным.
5. На пятом этапе происходит настройка эквалайзеров, с помощью которых можно значительно улучшить звуковой баланс. Прежде всего, работают с самыми важными элементами (например, с ритм-секцией), а потом уже берутся за менее значимые вещи.
Объясняется это тем, что те же ударные и бас занимают существенную долю частотного диапазона, который довольно ограничен. И бывает непросто найти для каждого инструмента его частотную нишу, чтобы потом при сочетании с другими инструментами он стал частью звукового спектра. После же правильной настройки ударных и баса становится намного проще разобраться с остальными.
6. Шестой этап – это этап основной обработки звука. Речь идет об обработке, более радикально изменяющей звучание или привносящей в него нечто новое. Это может быть добавление эха, искажений и других звуковых эффектов.
7. Седьмой этап сведения включает в себя создание стерео-картины, что подразумевает расстановку инструментов в стерео-пространстве. В центре, как правило, располагают бас-бочку, малый барабан, бас и вокал, а при панорамировании других инструментов ориентируются на баланс.
8. На восьмом этапе происходит итоговая коррекционная работа, при которой минимизируется число конкурирующих инструментов для фокусировки внимания слушателя.
9. На следующем, девятом этапе в звучание добавляют глубину с помощью задержек и реверберации.
10. Десятый этап подразумевает перепроверку настроек уровня громкости, эквалайзеров, эффектов и внесение соответствующих исправлений.
11. И, наконец, на завершающем одиннадцатом этапе проверяют звучание микса на разных аудиосистемах, причём как на любительских, так и на профессиональных.
Резюмируя все выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что грамотно произведённое сведение может помочь существенно разнообразить фонограмму и сделать её звучание по-настоящему качественным.
______________________
Автор: Ирина Кипаренко При копировании материала ссылка на сайт www.as-workshop.ru обязательна!
|