Все знают, что музыка — это искусство. Однако в давние времена музыка и театральное искусство существовали лишь во время непосредственного исполнения, в отличие от остальных видов искусства. Наглядно иллюстрирует вышесказанное изобразительное искусство. Нарисованную картину можно увидеть в любой момент вне зависимости от ее создателя. Звуки музыки же затихают, а создаваемые ею образы исчезают.
Со временем люди находили все новые и новые способы запечатлеть и музыку. Сначала это были шарманки, музыкальные шкатулки, затем появились фонографы, магнитофоны, а сейчас перед нами открылись безграничные возможности цифровой звукозаписи. Теперь мы можем слушать музыку, которая воспроизводится на разных технических приспособлениях без присутствия самого исполнителя.
Однако независимо от технического развития с давних пор известен способ приспособления различных музыкальных произведений под какой-то определенный состав исполнителей (ансамбль, группа, оркестр). Такое разложение музыки по инструментам называют аранжировкой.
Безусловно, аранжировщик должен разбираться в возможностях музыкальных инструментов, для которых пишется произведение, знать их тембры, диапазон, определять, насколько они совместимы с другими инструментами, быть знакомым с законами гармонии.
Наиболее часто аранжировка применяется к народной, ансамблевой, вокально-инструментальной и духовной музыке. Существует масса аранжировок на одно и то же произведение для самых разных составов. Особенно это касается поп-музыки. Бывает, даже трудно понять, а для каких инструментов это делалось в оригинале.
Существует также такой термин, как «переложение». Суть переложения идентична сути аранжировки, но каждое из этих понятий зачастую используется в своей сфере. Переложение допускает более свободное обращение с оригиналом. Оно может содержать импровизацию, другие краски, другую тональность и даже другой ритм.
Весьма распространено переложение для гитары, что объясняется сложностью гитары и наличием у нее так называемых «удобных» и «неудобных» тональностей для игры. Помимо этого, диапазон инструмента и его технические возможности не всегда делают возможной исполнение произведения как в оригинале, например, если это фортепианная пьеса или классические произведения, предназначенные для органа и клавесина.
В большинстве случаев и аккомпанемент романсов дается в оригинале для фортепиано. Большая часть композиторов-песенников также являются пианистами, поэтому приходится осуществлять переложение популярных мелодий для гитары.
Аранжировщики-гитаристы тратят много сил и времени на это, безусловно, творческое занятие.
_______________________
Автор: Ирина Кипаренко При копировании материала ссылка на сайт www.as-workshop.ru обязательна!
|