Р | Назад к оглавлению
__________________________
Равномерно-темперированный строй — 1. Система наиболее типичных звуковысотных отношений, обусловленная национальным и историческим своеобразием музыкальных культур. В музыкальной практике равномерно-темперированный строй существует в виде инвариантных слуховых представлений о высотах ступеней звукоряда, фиксируемых в нотной записи. Музыкальный равномерно-темперированный строй выражается также рядом чисел, показывающих, как соотносятся друг с другом частоты звуков, например, во сколько раз частота колебаний верхнего звука интервала больше частоты колебаний нижнего. 2. Тип настройки или конструкции музыкальных инструментов. Равномерно-темперированный строй духовых инструментов определяет соотношение между их реальным звучанием и нотной записью для них.
Размер такта — цифры, которые выставлены в начале нотной записи одна над другой. Верхняя цифра указывает на количество долей в такте, нижняя — на длительность этих долей.
Разрешение — движение звуков интервала или аккорда от неустойчивых ступеней к устойчивым.
Реампинг — см. Статью.
Ревербератор — электромеханическое или электронное устройство для создания искусственной реверберации. До того как широкое распространение получили электронные, наиболее распространенными были магнитные и листовые ревербераторы.
Реверберация — процесс затухания звука в помещении после отключения источника звука. См. также Статью.
Ревю — вид театрального или эстрадного представления, состоящего из отдельных сцен и номеров, объединенных общей темой.
Регистр — часть звуков, объединенных каким-либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе или инструменте условно различаются три регистра: высокий, средний и низкий.
Резонанс — явление возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний системы.
Резонансная частота — частота резонатора, при которой колеблющаяся величина достигает своего максимального значения.
Ремикс — см. Статью.
Реприза — 1. Знак повторения какой-нибудь части музыкального произведения. 2. Повторное изложение темы с некоторым её изменением.
Респонсорное пение — поочередное пение солиста и хора.
Рефрен — главная тема, определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения.
Речитатив — музыкальная декламация, представляющая нечто промежуточное между разговорной речью и пением, как бы речь нараспев.
Ритм — организованная последовательность длительности звуков в музыкальном произведении.
Ритмический рисунок — последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты; один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).
Ритмическое деление — деление музыкальных длительностей на равные части. Основной вид — деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четверти и т. д., а также деление трехдольных длительностей на три части: целой с точкой — на три половинные, половинной с точкой на три четверти и т. д. Возможно изменение господствующего в произведении принципа деления: дуоль (деление на две при господстве деления на три), триоль (деление на три при господстве деления на две или четыре), квартоль, квинтоль, секстоль, септоль.
Ритм-секция — группа инструментов в эстрадном или джазовом оркестре, обеспечивающая ритм (ударные, бас, фортепиано).
Рифф — 1. Совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию либо её часть. 2. Приём мелодической техники рока и джаза, представляющий собой периодически повторяющуюся короткую мелодическую фразу.
Родственные тональности — тональности, имеющие наибольшее число общих звуков. К родственным тональностям относятся: параллельная тональность, доминантовая тональность и ее параллельная, субдоминантовая тональность и ее параллельная, а также тональность минорной субдоминанты в мажоре и тональность мажорной доминанты в миноре.
Розовый шум — шум, имеющий одинаковую энергию во всех октавных полосах спектра.
Романс — музыкальное произведение для голоса с сопровождением. Романсы встречаются иногда как названия инструментальных пьес певучего, мелодического характера.
Рондо — пьеса, в основе которой лежит одна главная тема, несколько раз повторяющаяся. Между повторениями этой главной темы включаются другие темы.
Рояль — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепиано, струны, дека и механика которого расположены в горизонтальной плоскости.
Рубаб (рубоб, рабоб) — название ряда струнных щипковых инструментов Среднего и Ближнего Востока, а также Южной и Центральной Азии.
Рубато — варьирование темпа при исполнении произведения.
Румба — афро-кубинский народный, а также бальный танец; последний распространился в 1920-х годах в США и Европе.
________________________
<< Назад к оглавлению
|