К | Назад к оглавлению
__________________________
Кабаре — импровизированные представления в литературно-художественных кафе с участием поэтов, музыкантов и актеров.
Кавер-версия — см. Статью.
Каданс — см. Каденция.
Каденция — заключение музыкальной мысли.
Каденция полная совершенная — окончание построения на тонической приме в мелодии.
Каденция полная несовершенная — окончание построения на тонической терции или квинте в мелодии.
Каденция половинная — остановка в середине построения на неустойчивом звуке лада, чаще всего на одном из звуков доминантового трезвучия.
Какофония — сочетания звуков, производящие впечатление беспорядочного, хаотического их нагромождения.
Камерная музыка — музыка, исполняемая небольшим коллективом исполнителей. При исполнении камерного произведения каждую партию исполняет, как правило, только один исполнитель, в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих одну и ту же партию в унисон.
Камертон — небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.
Канавка — дорожка механической записи в виде углубления в носителе (как правило, на грампластинке).
Канон — вид полифонической музыки, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.
Кантата — музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра, исполняемое в концертах. Состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей.
Кантилена — певучая плавная мелодия.
Каприччио — музыкальное произведение, написанное в свободной форме.
Кассета — в системах магнитной звукозаписи — плоская закрытая коробка, в которой размещена магнитная лента для записи изображения и звука (или только звука).
Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент. Деревянные, реже пластмассовые, пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах. Распространены в Испании, Италии и странах Латинской Америки. Различают народные и оркестровые кастаньеты.
Кастинг — выбор среди ряда претендентов человека, в наибольшей мере соответствующего творческому замыслу. В музыке практикуется для отбора музыкантов в музыкальную группу или проект.
Катушка — устройство, предназначенное для намотки магнитной ленты.
Качественная величина интервалов — количество заключенных в интервале тонов или полутонов.
Кварта — интервал, содержащий четыре ступени. Кварта называется чистой, если она состоит из двух с половиной тонов. Чистая кварта обозначается как «ч. 4».
Квадрат — метрическая и гармоническая структура одного законченного проведения джазовой темы. Основываясь на этой структуре, музыкант выстраивает импровизацию, которая может длиться один или несколько квадратов.
Квантование — процесс замены реальных значений амплитуды сигнала приближенными с определенной точностью.
Квартдецима — интервал, содержащий четырнадцать ступеней. Обозначается как «14».
Квартет — 1. Ансамбль из четырех исполнителей. 2. Музыкальное произведение для такого ансамбля.
Квартсекстаккорд — второе обращение трезвучия с квинтовым тоном внизу. Обозначается как «4/6».
Квинта — интервал, содержащий пять ступеней. Квинта называется чистой, если она состоит из трех с половиной тонов. Чистая квинта обозначается как «ч. 5».
Квинтдецима — интервал, содержащий пятнадцать ступеней. Квинтдецима обозначается как «15».
Квинтет — ансамбль из пяти исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля.
Квинтовый круг — система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам.
Kвинтоль — ритмическая фигура из пяти нот, вместо обычной группы из четырех. Обозначается цифрой «5» над или под ребром, объединяющим ноты.
Квинтсекстаккорд — первое обращение септаккорда с терцовым тоном внизу. Обозначается как «5/6».
Кич (китч) — безвкусная массовая музыкальная продукция, рассчитанная на внешний эффект.
Клавесин — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент. Известен с XVI века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум. Клавесин является одним из предшественников современного фортепиано.
Клавиатура — комплект расположенных в определенном порядке рычагов-клавиш в клавишных музыкальных инструментах. Некоторые из музыкальных инструментов, например, клавесин, могут иметь несколько ручных клавиатур (мануалов), орган имеет также и клавиатуру для ног.
Клавир — переложение оперной или симфонической партитуры для исполнения на фортепиано.
Клавишные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком — наличием клавишной механики и клавиатуры.
Кларнет — деревянный духовой музыкальный инструмент. Сконструирован в начале XVIII века. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо, бассетгорн и бас-кларнет.
Клиппирование — явление в цифровом звуке, когда рассчитанное значение уровня сэмплов цифрового аудио превышает максимальный уровень, который можно описать при данном представлении сигнала.
Ключ — знак, определяющий место какого-либо звука на нотоносце, а в зависимости от него и всех остальных звуков.
Ключевые знаки — знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.
Когерентные волны — волны одинаковой частоты, колебания в которых отличаются постоянной разностью фаз, не изменяющейся со временем.
Кода — заключительная часть музыкального произведения завершающая его в целом.
Кодек — программный или аппаратный блок, предназначенный для кодирования и декодирования данных.
Колебание — изменение во времени величины по отношению к определенному выбранному ее значению.
Количественная величина интервалов — количество охватываемых интервалом ступеней. В зависимости от количественной величины интервал получает своё название. Например, интервал, содержащий три ступени, называется терцией.
Компакт-диск (CD) — оптический диск диаметром 120 мм с неизменной сигналограммой. Наиболее распространены компакт-диски с записью звуковых программ, воспроизводимых с помощью оптических проигрывателей. Длительность звуковой программы стандартного компакт-диска находится в пределах 80 минут.
Компрессор — устройство или программа, предназначенная для сужения динамического диапазона звукового сигнала.
Конденсаторный микрофон — микрофон, действие которого основано на изменении емкости конденсатора. Конденсаторные микрофоны обладают высокой чувствительностью. Во многих конденсаторных микрофонах можно менять диаграмму направленности.
Консерватория — высшее музыкальное учебное заведение, готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов и других специалистов.
Консонанс — слитное, согласованное одновременное звучание нескольких различных тонов. Понятие консонанса противостоит понятию диссонанса. К консонирующим интервалам относятся прима, октава, квинта, кварта, большие и малые терции, сексты, а также аккорды, составленные из этих интервалов без участия диссонирующих.
Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.
Консонансы совершенные — консонансы, в которых присутствует полное или значительное слияние звуков: прима, октава, квинта и отчасти кварта.
Консонансы несовершенные — консонансы, в которых имеет место незначительное слияние звуков: большая и малая терция, большая и малая секста.
Контрабас — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в середине XVII века на основе контрабасовой виолы да гамба.
Контрапункт — 1. Одновременное сочетание двух и более самостоятельных мелодий в разных голосах. 2. Мелодия, присочиняемая к данной мелодии. 3. То же, что и полифония. 4. Подвижной контрапункт — повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.
Контрафагот — духовой музыкальный инструмент. Басовая разновидность фагота.
Контрольная комната — см. Аппаратная.
Коричневый шум — шум, спектральная плотность которого уменьшается на 6 дБ с каждой последующей октавой.
Корнет — духовой музыкальный инструмент. Был распространен в XVI—XVIII веках.
Концерт — крупное музыкальное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра, чаще состоящее из трех частей.
Коррекция — умышленное изменение характеристики устройства, например частотной характеристики, для уменьшения искажений сигналя.
Коррелометр — указательный прибор, действие которого, основано на определении различия между фазами сигналов левого и правого каналов.
Коэффициент поглощения — отношение поглощенной звуковой энергии к падающей.
Креативность — творческие способности индивидуума, характеризующиеся готовностью к произведению принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.
Крещендо — постепенное повышение силы (громкости) звука.
Крунинг (происходит от слова «croon», что в переводе с английского буквально значит «мурлыкать») — мягкая интимная манера исполнения, появившаяся в 30-х годах XX века.
Крунер — певец, использующий крунинг как манеру исполнения.
Ксилофон — ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины. В профессиональной европейской музыке используется с начала XIX века. Среди его современных разновидностей выявляются маримба и тубафон.
Кулиса — выдвижная часть медных духовых музыкальных инструментов (без вентилей), применяющаяся для изменения длины канала инструментов и тем самым высоты извлекаемых звуков.
Куплет — часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии.
Куплетная форма — широко распространённая песенная музыкальная форма, основанная на повторении без видоизменений одной мелодии с разным текстом.
________________________
<< Назад к оглавлению
|