В | Назад к оглавлению __________________________
Валторна (происходит от немецкого слова Waldhorn, что буквально значит — лесной рог) — медный духовой музыкальный инструмент. Появился в конце XVII века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны был создан в начале XIX века.
Вальс — бальный танец в трехдольном размере.
Вариации — инструментальное произведение, в основе которого лежит тема песенного, танцевального характера. Далее следует ряд повторений темы с различными ее видоизменениями и усложнениями.
Варьете (слово variete в переводе с французского буквально означает — разнообразие) — вид театра, в представлениях которого сочетаются разные номера легких жанров. Первый театр такого типа появился в Париже в конце XVIII века.
Вводные звуки — звуки, окружающие тонику лада.
Вводные септаккорды — септаккорды, построенные на VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малыми (если септима малая) и уменьшенными (если септима уменьшенная).
Вводный тон — один из звуков соседних с тоникой лада; верхний вводный тон — II ступень, нижний вводный тон — VII ступень.
Вибрафон — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Относится к металлическим идиофонам (металлофонам).
Вибрато — периодическое изменение частоты звуковых колебаний. Вибрато, как музыкальный прием, используется при игре на струнных и духовых музыкальных инструментах, а также в пении, что придает звуку особую окраску, повышает его динамичность и эмоциональную выразительность.
Виолончель — музыкальный инструмент скрипичного семейства басотенорового регистра. Появился в XV—XVI веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами в XVII—XVIII веках.
Виолы — семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, распространенных в Европе в XV—XVIII веках. Сходные по форме инструменты семейства различаются размерами, пропорциями, тесситурой, строем и количеством струн. Сопрановые и альтовые виолы при игре держали горизонтально у плеча, теноровые и басовые — вертикально. Наиболее распространенная разновидность — виола да гамба — по размерам близка к виолончели.
Внутренний слух — способность человека к ясному мысленному представлению отдельных звуков, мелодических, гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений.
Водевиль — 1. Вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции. С начала XIX века распространился по всей Европе. 2. Заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
Война громкости — склонность музыкальной индустрии к постепенному увеличению громкости записываемой и распространяемой музыки в стремлении выделить свои записи на фоне остальных. См. также статью.
Вокализ (происходит от французского слова «vocalise» — гласный звук) — музыкальное вокальное произведение без слов.
Вокальная музыка — музыка для пения. К вокальной музыке относятся песни, романсы, арии и хоровые произведения. В опере вокальная музыка занимает ведущее место.
Вокодер — устройство, представляющее собой гибрид голосового анализатора и синтезатора, изобретенное для кодирования голоса в области телекоммуникаций в 1930-е годы с целью безопасной передачи аудиоинформации по радиосвязи. Позже вокодеры стали активно использовать как электронно-музыкальные инструменты. Простейшим примером такого использования является эффект робота из человеческого голоса.
Вольта — знак, указывающий на повторение части музыкального произведения с другим окончанием.
Волюметр — указательный прибор средних значений, дающий приблизительную оценку изменений громкости сигнала. В отличие от индикатора уровня не позволяет судить о перегрузках электроакустического тракта.
Время восстановления — промежуток времени, необходимый для установления стационарного режима устройства при снижении на его входе напряжения до обусловленной величины. Этот параметр используется главным образом для характеристики приборов динамической обработки звука.
Время реверберации — время с момента выключения источника звука до уменьшения плотности акустической энергии или интенсивности звука до одной миллионной доли от ее первоначального значения.
Время срабатывания — промежуток времени, необходимей для установления стационарного режима устройства при подаче на его вход напряжения обусловленного значения. Этот параметр используется главным образом для характеристики приборов динамической обработки звука.
Вступление — начальный раздел музыкального произведения, непосредственно вводящий в него слушателя.
________________________
<< Назад к оглавлению
|