А | Назад к оглавлению
________________________
Абсолютная кодировка сигнала — представление сигнала в виде численных значений его амплитуды, взятых с определенной частотой.
Абсолютный слух — способность определять высоту музыкальных звуков, выражающаяся в умении определить высоту тона любого заданного звука не прибегая к его сравнению с другими звуками заведомо известной высоты.
Авторское право — отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.
Автофония (от греч. autos — сам и phone — звук) — в вокальной методике слышание певцом собственного голоса.
Агогика — небольшие отклонения от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.
Адажио — медленный темп, более быстрый, чем ларго, но более медленный, чем анданте.
А капелла — сольное или хоровое пение без инструментального сопровождения. Характерно для народной, церковной музыки, а также для произведений композиторов нидерландской школы.
Акколада — специальный знак, представляющий собой скобку, посредством которой соединяются слева два или несколько нотоносцев.
Аккомпанемент — инструментальное (реже вокальное) сопровождение одного или нескольких солирующих инструментов или голосов.
Аккорд — созвучие, состоящее из трех и большего количества звуков.
Аккордеон — клавишный музыкальный инструмент с проскакивающими язычками и системой готового аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре.
Акустика — наука, изучающая закономерности излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся архитектурная, строительная, атмосферная акустика; гео- и гидроакустика; а также электроакустика; психоакустика и музыкальная акустика.
Акустика студии — понятие, определяющее влияние помещения студии звукозаписи на звучание создаваемых в ней звуковых сигналов.
Акустический спектр звука — совокупность синусоидальных составляющих сложного звука, заданных с помощью амплитуд и частот этих составляющих.
Акустический щит — свободно перемещаемая поверхность, используемая для изменения акустических условий, а также для заграждения от посторонних звуков определенного места в помещении.
Акцент — силовое выделение отдельного звука. В современной музыкальной нотации акцент отмечается знаком «>».
Алеаторика — метод композиции, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.
Аллегро — одно из обозначений быстрого темпа в музыке, более быстрого, чем Аллегретто и Модерато, но более медленного, чем Виваче и Престо.
Альт1 — низкий женский певческий голос.
Альт2 — струнный смычковый музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее по размеру. Звучит на чистую квинту ниже скрипки и на октаву выше виолончели.
Альтерация (происходит от латинского слова alteratio — изменение) — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак отмены альтерации — бекар.
Альтовый гобой — разновидность гобоя. Отличается грушевидным раструбом, несколько бóльшими размерами и строем — звучит на чистую квинту ниже гобоя обыкновенного.
Альтовый ключ — один из видов ключей «до». Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота «до» первой октавы. В альтовом ключе традиционно пишутся ноты для смычкового альта, реже для тромбона.
Амплитудная модуляция — процесс изменения амплитуды высокочастотных колебаний по закону низкочастотных колебаний.
Амплитудная огибающая спектра — кривая, соединяющая на графике амплитуды составляющих спектра.
Амплитудно-частотная характеристика (сокращенно — АЧХ) — графическое изображение зависимости относительного коэффициента передачи от частоты сигнала.
Английский рожок — см. Альтовый гобой.
Ансамбль — совместное исполнение. Оркестр также является одним из видов ансамбля.
Антифон (греч. противозвучание) — попеременное пение двух хоров или солиста и хора.
Аппаратная — акустически обработанное помещение в звукозаписывающей студии, где находятся технические средства для проведения звукозаписи и обработки звука. В аппаратной находится микшерный пульт, записывающие устройства, контрольные мониторы, компьютеры, а также различные приборы обработки звука.
Аппликатура — способ постановки пальцев на музыкальном инструменте.
Аранжировка — 1. В широком смысле — переложение музыкального произведения из одного рода исполнения в другой. Например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля или наоборот. 2. Инструментовка музыкального произведения. 3. Процесс сочинения партий инструментов для определённого состава. 4. В эстрадной музыке — процесс создания фонограммы. 5. Изменение стиля музыкального произведения. Например, народная песня может быть аранжирована в стиле рок, или песня в стиле поп может быть переделана в стиле «латино» и т. д. См. также Статью.
Аранжировщик — специалист, обладающий композиторскими навыками, который специализируется на аранжировке музыкальных произведений.
Ариозо (слово «arioso» в переводе с итальянского буквально означает «наподобие арии») — в оперной музыке XIX века — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
Арпеджиатор — функция, используемая в физических и программных синтезаторах, для автоматизированного исполнения арпеджио на основе заданных аккордов.
Арпеджио — способ исполнения аккордов на клавишных и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. В нотах обозначается волнообразным знаком, выставляемым перед аккордом.
Артикуляция — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий.
Арфа — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Первые разновидности известны с 3-го тысячелетии до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная арфа была изобретена в 1801 С. Эраром во Франции.
Архитектурная акустика — наука, изучающая законы распространения звуковых волн в помещениях, отражение и поглощение звука поверхностями, влияние отражённых волн на слышимость речи и музыки, методы управления структурой звукового поля, шумовыми характеристиками интерьеров и т. п.
Аппликатура — положение пальцев при игре на музыкальных инструментах.
Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра. Как правило, является частью оперы, оратории или кантаты.
Атака — 1. Начало звука. 2. В приборах динамической обработки звука — регулятор управляющий временем срабатывания прибора.
Атмосфера — звуковой фон помещения.
Атональность (происходит от соединения отрицательной приставки «а» и слова «тональность») — отсутствие определенной тональности.
Аудиокнига — художественное или познавательное произведение, начитанное как правило, профессиональным диктором (актёром) или их группой и записанное на аудионоситель.
АЧХ — см. Амплитудно-частотная характеристика.
Аэрофоны — см. Духовые музыкальные инструменты.
________________________
<< Назад к оглавлению
|